понедельник, 26 июня 2017 г.

Новая Акция-эстафета для блогеров

«Помни, гордись, передай память о Сталинграде!» (репост)
(к 75-летию победы в Сталинградской битве (17 июля 2017 – 2 февраля 2018)
   Внимание! Библиотека № 4 городского округа город Михайловка проводит
Новую Акцию
Подробности можно прочесть здесь:

   Мы тоже хотим поучаствовать в распространении информации о великой битве, привлечь к ней внимание и вызвать интерес. Наш блог BOOKмания поддерживает это начинание, присоединяется к акции, публикует стихи о Сталинградской битве и о Сталинграде (стихи см. ниже). У каждого поэта было свое восприятие войны, битвы, и мы попытались представить это сражение с «разных ракурсов».

   Здесь вы можете увидеть стихи известных и малоизвестных поэтов, отрывки из произведений и стихотворения полностью. Тексты  могут быть полезны при написании сценариев мероприятий, подготовке к урокам.


BOOKмания передает эстафету блогам:

Блог Методического центра по работе с библиотеками сельских территорий — Библиопарус http://biblioparus.blogspot.ru/
Блог детской библиотеки №9 – В гостях у Читайки


 Блог Центральной городской детской библиотеки – Почитай-ка!
Алексей Сурков
В добрый час!
Опять, как в ноябре былом,
Бушует шквал свинца,
И вести добрые теплом
Наполнили сердца.

Непобедимо тверд опять
Красноармейский шаг.
Плотина прорвана, и вспять
Бежит на запад враг.

От залпов задрожали вновь
Донские берега.
Струится вражеская кровь
На первые снега.

Меж звонких льдин кипит вода.
На бой, на ратный труд
Станицы, села, города
Сынов своих зовут.

Руины выжженных жилищ,
Простор, одетый в чад,
Пустыня чёрных пепелищ
О мщении кричат:

— За слёзы жён и кровь детей,
За страшный, горький год
Гони и тысячью смертей
Карай немецкий сброд.

Чтоб в похоронном звоне льдин
Их смертный ветер смёл,
Чтоб все легли. Чтоб ни один
От кары не ушёл.

Пусть крепнет орудийный гул.
Пусть бьёт в упор снаряд.
Пусть сгинет тот, кто посягнул
На славный Сталинград.

Отвагой воинов для нас
К победе путь открыт.
 Вперёд, герои! В добрый час!—
Им Сталин говорит.
25 ноября 1942
Самуил Маршак
Маленький сталинградец

Под мягким одеяльцем белым
Он ровно дышит в тишине.
Он занят очень важным делом -
Растёт невидимо во сне.

Он спит в покое и в прохладе,
Ещё не ведая о том,
Что он родился в Сталинграде,
Где видел пламя каждый дом.

Не дрогнут длинные ресницы
Легко закрытых спящих глаз.
И ничего ему не снится,
А то, что снится, - не для нас.

Но молча требует ребёнок
Заботы, доброй тишины.
Пусть не увидит он спросонок
Над миром зарева войны!

Недаром же на всей планете
Война объявлена войне,
Чтоб сном счастливым спали дети
И по часам росли во сне.

Юлия Друнина
"Ко мне в окоп сквозь минные разрывы..."
Ко мне в окоп сквозь минные разрывы
Незваной гостьей забрела любовь.
Не знала я, что можно стать счастливой
У дымных сталинградских берегов.
Мои неповторимые рассветы!
Крутой разгон мальчишеских дорог!
...Опять горит обветренное лето,
Опять осколки падают у ног.
По-сталинградски падают осколки,
А я одна, наедине с судьбой.
Порою Вислу называю Волгой,
Но никого не спутаю с тобой!
1944
Любовь Нелен
********
Тонули катера и лодки,
Горел над Волгой Сталинград.
Приказы раздирали глотки
Не ради славы и наград.
Свинцовый ветер рвал шинели,
Корежило в разрывах сталь,
Земля стонала от шрапнели,
Где бой смертельный нарастал.
Какой бывает правда горькой,
Не став еще ничьим отцом,
Лежал парнишка на пригорке
С чужим обугленным лицом.
В открытом люке снег искрился,
На траках запекалась кровь…
А бесконечный бой все длился,
И мерил павшими любовь
Ко всей израненной Отчизне,
Что сквозь огонь пронес солдат,
Разя врага, во имя жизни,
Ведя в бессмертье Сталинград!..
Вновь на Мамаевом кургане
Цветам и травам не расти.
Палящий зной и ураганы 
Смели живое на пути. 
Одна полынь и та седая,
Дрожа росинками во мгле,
Ночами темными рыдала
На окровавленной земле.
Маргарита Агашина
Стихи о моём солдате
Когда, чеканный шаг равняя,
идут солдаты на парад —
я замираю, вспоминая,
что был на свете мой солдат.
...Война. И враг под Сталинградом.
И нету писем от отца.
А я — стою себе с солдатом
у заснежённого крыльца.
Ни о любви, ни о разлуке
не говорю я ничего.
И только молча грею руки
в трёхпалых варежках его.
Потом — прощаюсь целый вечер
и возвращаюсь к дому вновь.
И первый снег летит навстречу,
совсем как первая любовь.
Какой он был? Он был весёлый.
В последний год перед войной
он только-только кончил школу
и только встретился со мной.
Он был весёлый, тёмно-русый,
над чубом — красная звезда.
Он в бой пошёл под Старой Руссой
и не вернётся никогда.
Но всё равно — по переулкам
и возле дома моего
идут солдаты шагом гулким,
и все — похожи на него.
Идут, поют, равняя плечи.
Ушанки сдвинуты на бровь.
И первый снег летит навстречу —
и чья-то первая любовь.
1963

Арсений Тарковский
Суббота, 21 июня
Пусть роют щели хоть под воскресенье.
В моих руках надежда на спасенье.
Как я хотел вернуться в до-войны,
Предупредить, кого убить должны.
Мне вон тому сказать необходимо:
"Иди сюда, и смерть промчится мимо".
Я знаю час, когда начнут войну,
Кто выживет, и кто умрёт в плену,
И кто из нас окажется героем,
И кто расстрелян будет перед строем,
И сам я видел вражеских солдат,
Уже заполонивших Сталинград,
И видел я, как русская пехота
Штурмует Бранденбургские ворота.
Что до врага, то все известно мне,
Как ни одной разведке на войне.
Я говорю — не слушают, не слышат,
Несут цветы, субботним ветром дышат,
Уходят, пропусков не выдают,
В домашний возвращаются уют.
И я уже не помню сам, откуда
Пришёл сюда и что случилось чудо.
Я всё забыл. В окне ещё светло,
И накрест не заклеено стекло.
Феликс Чуев
Сотворение мира
Когда иду в ночи по набережной Волги
И тёмная вода белеет под луной,
Я думаю о том, что люди, а не боги
Крестили этот мир в купели ледяной.
Никто из них себя по книгам не размажет...
Как честно улыбается мой батя без наград!
И рядом, со стены, глядит красавец маршал,
А я ему не сын и даже не солдат.
На каменных тетрадях события сотрутся,
Но Сталинград проклюнется скрижалью вечных лет,
Поскольку слово «Родина» я говорю по-русски,

Поскольку не за пфенниги я покупаю хлеб.

Иван Кучин
Рубен Ибаррури

Я не знал, что Рубен Ибаррури
был со мною в одном полку.
Волга. Степь. Оглохшая буря.
И затишья обвальный гул.
Нас прижали у Самофаловки,
хутор Власовка – прах и тлен.
Стыли черными катафалками
уцелевшие ребра стен.
– Надо выстоять, выстоять, выстоять!
Каждый – камнем, железом стань,
но не сдай в этой сече неистовой
станцию Котлубань.
Котлубань – это нерв Сталинграда.
Котлубань, стань фашистам преградой!..
Так своей говорил пехоте
(в битвах голос его огрубел)
командир пулеметной роты,
искроглазый испанец – Рубен.
Ему руку свинцом пронзило,
жажда мучает – нету сил.
Но ложился опять за «максима»
и косил фашистов, косил!
Как тогда, в родной Каталонии,
как тогда, в декабре, под Москвой...
А врагов... колонны, колонны,
танков грозный и сытый вой.
Шесть атак отбили гвардейцы,
шесть смертей пережил любой,
шесть сердец билось в каждом сердце,
чтобы снова рвануться в бой!..
А его рубанула косая
неба стынущей синевой,
и бойцы, командира спасая,
в медсанбат принесли его.
Что ж ты делаешь, смерть-уродина?!
Отпусти его, пожалей...
Он послужит России–родине
И Испании милой своей.
Но глаза его сводит узко
нестерпимая мука ран.
– Не пройдут... – шепчут губы по-русски.
По-испански: – Но пасаран!..
Не прошли! И навек не закроет
это имя безвестная мгла.
Золотая Звезда Героя
на могилу его легла.
И легли еще белые нити
на висках у Долорес...
Годы мои, сохраните
улыбку его и голос!
Строка моя запоздалая,
вернись в тот огненный год,
гвардейское знамя алое,
зови меня снова в поход!
И сердце мое, разрывною пулей
колотись в пробитом боку!..
Я не знал, что Рубен Ибаррури
был со мною в одном полку.

Еще стихи о Рубене Ибаррури можно прочесть здесь.
Маргарита  Агашина
Ты тоже родился в России 
Ты тоже родился в России – 
В краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – береза,
Береза под каждым окном.
На каждой весенней полянке -
Их белый живой хоровод…
Но есть в Волгограде березка, –
Увидишь – и сердце замрет.
Ее привезли издалека
В края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала 
К огню Волгоградской земли!
Как долго она тосковала
О светлых лесах на Руси…
Лежат под березкой ребята,
Ты лучше у них расспроси.
Трава под березкой не смята,
Никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
Чтоб кто-то над ним горевал.
И плакал светло, как невеста,
И помнил навеки, как мать.
Ты тоже родился солдатом,
Тебе ли того не понять!
Ты тоже родился в России,
В березовом милом краю…
Теперь, где ни встретишь березку,
Ты вспомнишь березку мою.
Ее молчаливые ветки,
Ее терпеливую грудь…
Растет в Волгограде березка,
Попробуй ее позабудь!


Демьян Бедный
Михаил Паникаха
Он пал, но честь его жива;
Герою высшая награда,
Под именем его слова:
Он был защитник Сталинграда.

В разгаре танковых атак
Был краснофлотец Паникаха,
Им до последнего патрона
Держалась крепко оборона.

Но не под стать морской братве
Врагу показывать затылки,
Уж нет гранат, осталось две
С горючей жидкостью бутылки.

Герой боец схватил одну:
«В последний танк ее метну!»,
Исполненный отваги пылкой,
Стоял он с поднятой бутылкой.

«Раз, два... не промахнусь небось!»
Вдруг пулей в этот миг насквозь
Бутылку с жидкостью пробило,
Героя пламя охватило.

Но ставши факелом живым,
Не пал он духом боевым,
С презреньем к боли острой, жгучей
На вражий танк боец герой
С бутылкой бросился второй.
Ура! Огонь! Клуб дыма черный,
Огнем охвачен люк моторный,
В горящем танке дикий вой,
Команда взвыла и водитель,
Пал, свершивши подвиг свой,
Наш краснофлотец боевой,
Но пал как гордый победитель!..
Максим Рыльский
Песня о Марионелле Королевой
...Идет, шумит великий час,
Священная весна, -
Марионеллы нет средь нас,
Ушла навек она.
Но в сердце каждого бойца
Слова ее горят:
Идти отважно до конца
И не глядеть назад.
И в день, когда заря взойдет
Над Родиной святой,
Тебя прославит весь народ,
Товарищ боевой!

Маргарита Агашина
Солдату Сталинграда

Четверть века назад отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.

Но, далёкому мужеству верность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.

Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал.
 Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер - на сердце ладонь
И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?

Говорят, что не плачет солдат: он - солдат.
 И что старые раны к ненастью болят.

Но вчера было солнце! И солнце с утра...
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?

Оттого, что на солнце сверкает река.
Оттого, что над Волгой летят облака.

Просто больно смотреть - золотятся поля!
Просто горько белеют чубы ковыля.

Посмотри же, солдат, - это юность твоя -
 У солдатской могилы стоят сыновья!

Так о чём же ты думаешь, старый солдат?
Или сердце горит? Или раны болят?

Татьяна Лаврова
Сталинградская память
Я у памяти скорбной навечно в долгу.
Пролетели года, словно птицы.
Покаянья слова вслед за ними бегут,
Застывая слезами в ресницах.

Я склоняю главу перед «Вечным огнём», 
Что зажжён в память битвы на Волге.
Сорок третий. Зима. Дым и пепел кругом,
Снег кровавый и клятвы о долге.

В рукопашном и в танках здесь сотни солдат
Насмерть бились за землю родную.
Со словами: «Вперёд! Отстоим Сталинград!
За детей, за Победу воюем!»

Город-воин, герой на речном берегу,
Доброй славой землица покрыта.
Я у памяти скорбной навечно в долгу.
Здесь никто и ничто не забыто!

Павел Великжанин

Гранитный генерал

Памятнику В.И. Чуйкову, командующему 62-ой армией, на Центральной Набережной Волгограда, посвящается...
Генерал с лицом темнее гранита –
То ль от дыма, то ль от вечной печали –
Замер, молча, с головой непокрытой,
Устремляя взгляд в заволжские дали.

Помнит всех своих солдат поименно,
Но бессмертья не даруют былины:
Уходили в небеса батальоны
На пути от Сталинграда к Берлину.

Ни гранита нам, ни бронзы не хватит,
Чтобы каждому воздать по заслугам…
Но взгляни: в могилах спящие рати
Прорастают зеленеющим лугом!

Жизнь всегда, в итоге, смерти сильнее –
Тихий сквер облюбовали мамаши:
Каждый вечер здесь, пока не стемнеет,
Дети бегают, ручонками машут.

В центре гомона, возни и горячки,
Генерал следит, как дедушка строгий,
Чтоб стихали мимолетные драчки,
Чтоб смотрели непоседы под ноги.

Улыбается гранитною складкой,
И во взгляде не сквозит холод стали:
«Из таких же, как вот эти ребятки,
И гвардейцы все мои вырастали...»

Ведь солдаты не за то умирают,
Что им памятников мы понастроим...
Рядом с памятником дети играют –
Это лучшая награда героям.

Маргарита Агашина

Мой город


Гудками теплоходов встречая синеву,
Стоит над Волгой город, в котором я живу.
Я знаю есть на Волге другие города,
Но над моим сияет
Солдатская  звезда.
Над ним зимой и летом,
И в ночь, и среди дня
Горит, не гаснет пламя
Солдатского огня.
Я вырасту, уеду в далекие края,
Но то, что я – отсюда,
Навек запомню я.


Татьяна Рыжова
Защитившим Сталинград
Здесь миллионы судеб
Растоптаны войной.
Здесь наши деды грудью
Вставали как стеной.

Свои бросали жизни
Под танки НЕлюдей.
Бросали за Отчизну,
За женщин, за детей.

Своею алой кровью
Спасали нас с тобой,
Советские герои
В великой битве той.

И землю Сталинграда
Коричневой чуме
Не отдали, в награду
Навечно онемев,

Навечно взгляд свой в небо
Сквозь пули устремив
И сохранив победный
В сердцах своих мотив.

Под Сталинградским небом
Сегодня тишина.
Но помни, кто б ты не был,
Как выжила она.

Откуда бы ты не был,
Век помни: рядовой
С застывшим взглядом в небо
Погиб за нас с тобой!..
21.11.07 г.

4 комментария:

  1. Уважаемые коллеги, искренне благодарю за участие в Акции-эстафете, за передачу её трем блогам и за прекрасные стихи! Сделала ссылочку на ваш пост в себя на странице http://novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru/p/blog-page_21.html
    Спасибо большое за участие и поддержку!

    ОтветитьУдалить
  2. И вам спасибо, Людмила Борисовна, за возможность поучаствовать.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемые коллеги! эстафету приняли и передали. https://bibleochitaika.blogspot.ru/2017/10/blog-post_18.html#more

    ОтветитьУдалить

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *